среда, 27 января 2010 г.
Речь главы правительства Биньямина Нетаниягу на конференции в Ашдоде, посвященной теме репатриации и абсорбции
Я очень счастлив от того, что сегодня здесь рядом со мной находятся мои друзья: министр иностранных дел Авигдор Либерман и глава Сохнута Натан Щаранский. Вы оба помните время восьмидесятых и девяностых годов, когда выходцы из Советского Союза еще не включились так активно, как сейчас, в жизнедеятельность нашей страны, и я считаю, что одно из самых замечательных достижений последнего времени – это Ваше участие, Ивет, и Ваше, Натан, а также и других ваших бывших соотечественников в работе правительства.
Когда я возглавлял Ликуд, я – первым! – предложил новому репатрианту (тогда еще новому репатрианту), тебе, Ивет, стать генеральным директором движения. Позже, если я не ошибаюсь, мне выпала честь стать первым главой правительства, при котором стали министрами два новых репатрианта – Натан и Юлий Эдельштейн. Это пробило брешь, и с тех пор репатрианты проникли во все сферы жизни.
Мне также очень приятно видеть здесь Вас, Софа, я вижу, как искренне Вы выступаете, и это меня очень трогает. Также я рад приветствовать и вас, мэр Ашдода, г-н Яхиэль Ласри, и всех представителей министерств, и депутатов Кнессета, Эяля Габая из моей канцелярии, генерального директора министерства абсорбции и многих других.
Наша встреча происходит в Ашдоде, я был здесь во время операции "литой свинец", когда я объезжал города юга: Ашкелон, Беер-Шеву – чтобы проведать раненых солдат. Среди них было много репатриантов, и я был поражен тем, что все они говорили мне: "Мы хотим вернуться на поле боя", "я хочу вернуться обратно". Я помню одного из первых солдат, которого я посетил в больнице, он лежал с загипсованной рукой и сказал: "Я хочу выписаться и поехать в свое подразделение, прямо сейчас". И за ним это повторили и второй, и третий, и четвертый.
И я вспомнил, как, примерно в их возрасте, стоя как-то ночью на посту, я услышал из старого транзистора сообщение о том, что в Советском Союзе активизировалась большая группа молодежи, у которой, вследствие Шестидневной войны, проснулось еврейское самосознание.
Натан, я хочу рассказать тебе что-то, чего не рассказывал раньше. Это ваше пробуждение после Шестидневной войны разбудило и нас. Я услышал это сообщение, о том, что в этой огромной, самой большой, самой сильной империи, с ее деспотизмом и гонением моего народа, существует еврейская молодежь, подпольно изучающая иврит и свои еврейские традиции, несмотря на преследования. Это меня поразило.
Для многих из нас ощущение единства с евреями диаспоры возникло благодаря этому пробуждению советского еврейства. Это наполнило меня безграничной гордостью, и с того момента, можно сказать, я стал одержим идеей помочь нашим братьям. Работая в Вашингтоне, позже, в восьмидесятых годах, я постоянно думал о том, как можно вывести наших братьев евреев из СССР, потому что их организация все увеличивалась и крепла, но они оставались там. Удивительно, но фактором, способствовавшим поднятию железного занавеса, оказался страх СССР перед программой "Звездные войны". Тогда сбивание ракет было менее совершенным, но в наши дни мы значительно усовершенствовали ее, с помощью ученых, приехавших из Советского Союза.
В Советском Союзе было много талантливейших людей, и когда были открыты границы, они смогли приехать к нам и продолжить свою работу в Израиле. Я помню споры со своими друзьями, которые говорили мне: "Границы не откроют". Я отвечал им: "Откроют, откроют. Будущее за нами, такую силу невозможно остановить, они приедут к нам". И вот мы победили, и они приехали к нам, и государство стало совсем другим.
Миллион репатриантов, приехавших из бывшего Советского Союза, спас Израиль. Они улучшили демографию, усилили государство в сферах безопасности, экономики, науки, политики – во всех сферах. Они – интегральная часть нашей жизни и огромная сила.
Я помню (возможно, и вы это помните), как во время моей первой каденции, я поехал с визитом в Москву, и мэр Лужков пригласил нас на роскошный обед во дворце. После трапезы начались разговоры, и Лужков сказал мне: "Г-н премьер-министр, у нас проблема. Мы боремся за одних и тех же самых людей. Вы хотите российских евреев себе, а мы – себе". Я ответил ему: "Никаких проблем, пусть победит лучшая экономика", и был очень доволен собой, так как наша экономика развивалась совсем неплохо. Потом начался спад, но некоторые из блестящих умов, приехавших сюда, способствовали тому, что опять начался подъем.
Во время одного из моих посещений Москвы, ко мне в ресторане, куда мы вышли перекусить в перерыв, подошли молодые юноши и девушки, изучающие иврит. Я спросил их: "Что вы делаете в России?" Они ответили: "Мы вернулись". И я сказал тогда: «Сильная экономика обязана победить, потому что это правильно».
После того как все препятствия для возможности отъезда ликвидированы, остаются две вещи, которые влияют на решение, ехать или не ехать: экономика, которая включает в себя занятость и жилье, а также безопасность. Сейчас мы занимаемся безопасностью. Израиль очень сильная страна, и она будет еще сильнее с сильной экономикой.
Потому мы и говорим о том, что дальнейшее развитие страны зависит от репатриации и одновременно позволяет нам продолжать абсорбцию. Но десятков и даже сотен тысяч репатриантов недостаточно. В бывшем Восточном блоке проживает более миллиона евреев, являющихся кандидатами на репатриацию. В США проживают сотни тысяч евреев, такое же примерно количество проживает в странах Латинской Америки, а также в Европе. Все они приедут сюда, потому что мы наша экономическая мощь растет.
В будущем я хочу видеть государство Израиль не только как страну, абсорбирующую репатриантов, но как региональную экономическую державу и технологическую державу мирового масштаба. Развивая нашу экономику, мы станем еще более привлекательной страной для евреев. Сегодня мы уже являемся развитой, а не развивающейся страной. Но на этом мы не вправе останавливаться, мы обязаны стать одной из наиболее богатых стран по заработку на душу населения, потому что мы производим продукцию, основывающуюся на знании, интеллекте, и это то, что помогает нам развивать нашу экономику и быть вне конкуренции.
Мы будем очень и очень процветающей страной, и мы хотим, чтобы сюда приезжали репатрианты. Для того чтобы они приехали, мы обязаны решить существующие проблемы - это я знаю, меня информируют меня об этом. Проблема жилья для пожилых людей: во-первых, важно обеспечить их достойное существование. Я имею в виду пожилых репатриантов из стран СНГ, а также и из Эфиопии. Они не востребованы на рынке труда, им нужно помочь, нет ни какой причины не давать им жить в подобающих условиях, у них должно быть жилье. Но жилищная проблема существует, и мы это знаем, Софа обсуждает это со мной, я обсуждаю это с Натаном. Решение ее существует, и мы его подготавливаем.
Также и молодежь должна иметь возможность получить образование и жилье. Кстати, уровень образования репатриантов из стран СНГ является примером для всей нашей системы просвещения. Стоит на них посмотреть, чтобы понять, каким должен быть студент, что такое стремление к знаниям и как нужно учиться. Культура, математика, точные науки, история. И мы не только даем вам, но мы и учимся у вас тем высоким стандартам, какие мы бы хотели передать всем ученикам. По-моему, эти цели достижимы, но мы должны сделать решительный, существенный рывок. Сегодня средний доход на душу населения в Израиле равен двадцати восьми тысячам долларов, некоторые считают это достижением, я же говорю вам, что этого недостаточно.
Поэтому мы будем все менять. Мы продолжим проводить реформы и продолжим развивать страну. Я расскажу вам об одной простой вещи, которую мы собираемся сделать, и которая повлияет на каждого из вас.
Как вы знаете, Россия страна немного большего размера, чем Израиль, примерно в тысячу раз. Натан, Вы это знаете, как никто, правда? Мы, как капля в море. Но в России есть транссибирская магистраль. А в «гигантском» государстве Израиль нет возможности проехать по трассе или на поезде без светофоров. Но это изменится. Нет причин не соединить все точки страны дорогами и железнодорожными линиями.
Вместе с этим, мы упростим процесс покупки и продажи земель. Наше государство мало, мы еще уменьшим государственное владение землей. Мы начали с государственной монополии, которая душила земли и замораживала цены на квартиры. Даже если кому-то удавалось получить различными окольными путями право на покупку земли, получить разрешение на строительство, построить что-то на ней было сложно. Это и есть бюрократия, в этом случае, даже советская бюрократия была лучше. Это мы тоже меняем. Мы хотим открыть страну для многих возможностей, сократить время планирования, сократить бюрократию и позволить молодежи получить дом в Израиле, без того, чтобы угробить на жилье всю свою жизнь.
Я знаю, что в ближайшее время нам предстоит существенный экономический подъем, и я хочу видеть вас, репатриантов-старожилов, а так же и новых репатриантов частью этого процесса, продолжающих вносить огромный вклад в нашу каждодневную жизнь. Невозможно описать все то, что здесь сегодня происходит, невозможно представить, как бы государство Израиль совершило этот невероятный скачок, случившийся за последние двадцать лет, без репатриантов.
Мы и правда являемся маленькой страной, но так же мы являемся великим народом. Наши братья и сестры репатриируются из различных стран, из Эфиопии, например. Одна из вещей, которая наиболее сильно поразила меня, это то, что евреи из Эфиопии не знали праздник Ханука, потому что их праотцы покинули Израиль до восстания Маккавеев. И вот, в сердце Африки им удалось сохранить традиции нашего народа и надежду вернутся в Сион. Они шли пешком и пришли сюда, каждый своей дорогой. Их вела основная идея нашего народа, идея, которая сегодня расцвела в полную силу в этой стране, идея народа, который еще шестьдесят пять лет назад находился на пороге уничтожения и исчезновения.
Эта страна вдруг превратилась в державу, в технологическую державу мирового масштаба, которая, несмотря на все проблемы, собирает свой народ, рассеянный по миру. Наша сила происходит из одного источника: жизнеспособности, заложенной в еврейском народе.
Глядя на вас, репатриантов, я заявляю: вы олицетворяете для меня всю эту жизнеспособность, заложенную в еврейском народе! Сегодня вечером я улетаю в Польшу, и там, во время посещения лагерей смерти, я скажу одну простую вещь, которую я могу сказать благодаря вам: народ Израиля жив!
Благодарю за внимание.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий